О проекте "Обману-нет!"


История одного обмана, Или как родилась идея проекта "Обману-нет!"

ЕКАТЕРИНА: Скажите, почему вообще возникла идея создания сайта, противостоящего обману и мошенничеству в Интернете?
МАКСИМ: История началась в конце декабря 2011 года. Как всегда, начались поиски подарков. На работе «аншлаг». Никуда ходить не получается. Времени на поиски подарков нет. Остается один выход – Интернет-магазин.
Моя жена давно мечтала купить себе айфон. И я подумал – а сделаю-ка я сюрприз!

ЕКАТЕРИНА: Да, Максим, это хороший подарок!
МАКСИМ: Как вы знаете, есть такой сайт – Авито (avito.ru). Замечательный сайт, я сам там много чего продал и приобрел. Через Авито я и нашел сайт, где можно приобрести iPhone. Хочу сразу сказать – сделан  и оформлен этот сайт был очень здорово. Все проработано до мелочей.

ЕКАТЕРИНА: Вообще, хорошо сделанный сайт всегда вызывает уважение, поскольку ты понимаешь - раз люди так хорошо вложились в него, то, следовательно, они не должны обманывать…
МАКСИМ: Да, меня подкупило то, что все так классно было сделано. Четкие отличные фотографии в 3Д формате - их даже фотографиями трудно назвать, это практически произведения искусства! Такое впечатление, что они сделаны на заводе-производителе iPhone. Кроме этого – на сайте исчерпывающая информация о продающихся телефонах. Я зашел во вкладку, где рассказывается о компании – там все есть: реквизиты компании, ее юридический адрес, номер расчетного счета в банке… Но я все же решил проверить эту фирму на сайте налоговой инспекции и убедился, что есть такая фирма, зарегистрирована больше года. Уточнил информацию о домене – домен зарегистрирован около 3 месяцев. Все честно, на первый взгляд.
Для большей уверенности позвонил в фирму, поинтересовался, как происходит покупка. Мне ответил очень грамотный менеджер-консультант, рассказал, что оплата происходит в банке с помощью квитанции. Интернет-магазин высылает квитанцию покупателю, тот переводит деньги на счет фирмы в банке. Покупатель предоставляет фирме информацию о своих паспортных данных, фирма составляет договор, высылает его копию покупателю. Для ускорения получения товара покупатель отправляет копию оплаченной квитанции по электронной почте, и в течение трех рабочих дней товар доставляется по указанному адресу. Способы доставки тоже разнообразны – DHL, Pony Express, и – более того – доставка по Москве курьером! На сайте – прямые ссылки на сайты курьерских служб – все просто замечательно! И при всем этом разница в цене с обычным магазином – 3-5 тысяч рублей, что тоже не вызвало моих подозрений - это вполне объяснимая разница.
Я не увидел в алгоритме работы Интернет-магазина ни одного подвоха. Я прекрасно понимал, что оплата через банковскую квитанцию - это не пресловутые QIWI-платежи, развод для лохов…

ЕКАТЕРИНА: Максим, расскажите подробнее, как обманывают при помощи QIWI-кошелька? Это может быть интересно для наших читателей!
МАКСИМ: Это самый элементарный способ обмана покупателей. Эти люди вообще не «заморачиваются»! Продавец предлагает вам внести деньги на некий QIWI-кошелек, вы это делаете. После этого продавец высылает вам логин и пароль доступа к нему. Вам предлагается изменить пароль на свой, при этом, по уверениям продавца, этот кошелек на время становится вашим. После получения товара вы меняете пароль снова и сообщаете его менеджеру Интернет-магазина, дабы он смог получить причитающиеся ему деньги. Но ежу понятно - как бы вы ни меняли пароли, управление кошельком остается у того, кто его зарегистрировал - через электронную почту и мобильный телефон! И продавец получит ваши деньги, но товар вы не увидите никогда!

ЕКАТЕРИНА: Ну конечно же, ведь восстановление пароля происходит через мобильный телефон или электронную почту! А еще интересно, почему эти ребята не могут получать деньги за товар наличными через курьера?
МАКСИМ: А там просто куча отговорок - «У нас один курьер… Вы же понимаете, Новый год!...», или «Мы продаем «серые» телефоны, конфискованные на таможне… Нам не хотелось бы встречаться с людьми при их доставке». И все эти «отмазки» лишний раз говорят о том, что вас пытаются обмануть.
Кстати, если уж мы заговорили о способах обмана при покупке iPhone: есть еще некие «виртуальные» ребята откуда-то из далекой провинции. Они продают их очень недорого, чуть ли не по цене производителя (сразу с конвейера, видать, продают) и высылают вам его наложенным платежом. Вы оплачиваете посылку на почте, и только потом можете ее получить и вскрыть. И никто вам не даст гарантии, что в посылке iPhone, а не кусок пенопласта или кирпич, к примеру…

ЕКАТЕРИНА: Итак, Максим, ничто в работе выбранного Вами Интернет-магазина не вызвало Ваших  подозрений.

МАКСИМ: Совершенно верно! Прозрачность алгоритмов оплаты, прекрасно сделанный современный сайт, доброжелательность и квалифицированность менеджеров меня подкупили. Более того, во время своих разговоров по телефону я понял, что на том конце провода работают вполне обычные менеджеры – даже трудности у них точно такие же, как, к примеру, у менеджеров на моей (к примеру) работе! А у какой компании и у какого менеджера не бывает сложных ситуаций? И работают они с 9 до 18 – все, как в обычной компании, где работают обычные люди! Если бы это было «кидалово», они бы и ночью работали, чтобы получить как можно больше денег! Конечно же, все это тоже сработало в пользу ребят!

ЕКАТЕРИНА: Да, «очеловеченность» менеджеров тоже вызывает доверие покупателя. Но, если честно, я бы и не стала проверять Интернет-магазин так, как это сделали Вы!
МАКСИМ: В пятницу, 16 декабря 2011 года я оплатил квитанцию в Сбербанке, отправил копию в Интернет-магазин. Некоторое время ждал от них свою копию договора, и даже начал нервничать, пока его не было, но они и договор прислали! То есть, меня еще раз убедили - ну это точно не «кидалово»!.. На этом я «расслабился». В понедельник позвонил в компанию и поинтересовался, когда мне ждать товар. Но тут и начались «чудеса». Сначала мне вежливо ответили, что не видят моей квитанции, а копия, высланная мной по почте, «вызывает сомнения – фото квитанции плохого качества». В четверг 22 декабря они, наконец-то, нашли мою квитанцию, убедились, что товар оплачен, и торжественно сообщили мне по телефону «Ждите!» Ждал я до 26 декабря. 26 декабря на сайте появилось объявление, что Интернет-магазин работает до 30 декабря, а потом прекращает работу на время Новогодних каникул. Я, естественно, тут же им позвонил и поинтересовался, а где же мой айфон? Ответ был вежливым и многообещающим – «Мы его отправили, ждите!» Я попросил сообщить номер почтового отправления, чтобы отследить его судьбу, но менеджеры Интернет-магазина не смогли ни вспомнить его, ни найти бумажку, где он был записан. Новый год подступал все ближе. 30 декабря телефоны Интернет-магазина замолчали, сайт запестрил ёлочными украшениями, шариками и снежинками с поздравлениями для клиентов. Я понял, что меня обманули, и что я остался без подарка для жены, и мне пришлось смириться с беготней по предновогодним магазинам в свободное от рабочего аврала время…

ЕКАТЕРИНА: А что происходило после Нового года?
МАКСИМ: После новогодних каникул на сайте еще три дня висели шарики, а потом появилась загадочная надпись «Сайт на реконструкции», а еще через три дня сайт и вовсе пропал. Просто испарился, как будто его не существовало вообще… То, что меня обманули, я понял еще за несколько дней до Нового года. Теперь же мне захотелось понять, что я могу сделать в данной ситуации, чтобы вернуть свои деньги. Я обратился в Сбербанк, но там мне, конечно же, посочувствовали, но деньги вернуть не смогли – они давно ушли на счет Интернет-магазина, вы же сами нас попросили об этом... В банке, указанном в реквизитах Интернет-магазина, мне подтвердили наличие нескольких счетов этой компании, но более подробная информация о них конфиденциальна, и они не имели права предоставлять ее мне. Я понял, что сделать нельзя ничего.
Я перерыл весь Интернет в поисках информации об этом Интернет-магазине, чтобы хотя бы оставить отзыв о его работе и занести его в «черный список». Но мои усилия были тщетны. Немного позже я нашел группу на сайте ВКонтакте, где собрались пострадавшие от обмана на этом сайте. Там мне посоветовали написать заявление в прокуратуру и полицию, прислали образцы заявлений. И я пошел в прокуратуру.

ЕКАТЕРИНА: Я уже предчувствую - то, что происходило дальше, достойно отдельного рассказа.

МАКСИМ:  Да, в прокуратуре я провел часа полтора, пытаясь узнать, что же мне делать, и куда обратиться. Молодой сотрудник прокуратуры меня отговаривал подавать заявление.  Он убеждал меня в том, что я отвлекаю их от работы. ведь они все равно не будут искать этот Интернет-магазин. А заявление я должен подать в полицию, прокуратура же будет контролировать ее действия. И даже если я оставлю свое заявление в прокуратуре, они все равно перешлют его в полицию. Благодаря своему личному обаянию и настойчивости я все-таки нашел человека, с которым я смог поговорить более-менее толково. В итоге мое заявление все же приняли. Потом они переслали его в полицию. Из полиции мне позвонили и сказали, что переслали мое заявление в Москву по месту регистрации фирмы. Из Москвы мне прислали уведомление, что заявление получено, и по нему будет произведена проверка. И с тех пор – тишина.

ЕКАТЕРИНА: А Вы пытались узнать, а прошла ли проверка, и если прошла, то каковы результаты?
МАКСИМ: А звонить-то некуда – нет ни телефонов, ни других контактов…
Я же не успокоился и подал исковое заявление в суд. Суд длился 2 с половиной месяца. Месяц ждал приглашения в суд. Потом еще месяц продолжались поиски ответчика. Наконец, суд состоялся. По закону решение суда выносится только через месяц после заседания. На втором заседании судья мне объявила: «У меня для вас две новости: первая хорошая – заседание состоится сегодня, несмотря на то, что мы не ждем ответчиков, поскольку до них не дозвонились и не дописались. Вторая плохая – мы Вам выдадим решение суда, но вы не сможете сделать ничего. Есть два варианта – либо вы сами его отсылаете его судебным приставам, либо это делаем мы сами. Если это делаем мы, они сразу его выбрасывают, потому что нас много, а их  2 человека. Если вы сами поедете в Москву и отдадите им эту бумажку – они, возможно, что-то и сделают. Возможно.»

ЕКАТЕРИНА: Но, скорей всего, Максим, все это уже не будет иметь смысла – фирмы уже давно не существует, с ее счета сняты все деньги, оформлена она на каких-то левых людей, и вернуть Вам потерянные деньги вряд ли кто-то поможет.
МАКСИМ: Да, совершенно верно. И тут не столько денег жалко, сколько нервов…

ЕКАТЕРИНА: …И еще все это очень унизительно – осознавать, что тебя просто кинули, как последнего лоха, сделали из тебя дурачка, оставили тебя без денег, без подарков… Жестоко обманули!..
МАКСИМ: Честно говоря, я думал не столько о потерянных деньгах, хотя они на меня не падают с потолка. Я пытался найти некий ресурс  с отзывами об Интернет-магазинах, или «черный список Интернета», куда можно было бы внести мошеннический сайт.

ЕКАТЕРИНА: То есть Вас зацепил сам факт высокопрофессионального обмана. Мошенники сделали очень хороший сайт, организовали работу несуществующего Интернет-магазина так, что комар носа не подточит.
МАКСИМ: Да, и это уже не типичный «лохотрон», когда ты по своей глупости попадаешь на удочку мошенников. И если бы я «купился» на какую-то ерунду, я бы молчал, понимая, что это моя собственная глупость.
И я понял, что нужен сайт, который должен собирать отзывы покупателей, сайт, где будет «черный список» Интернета. И я всем начал «толкать» эту идею, стал искать людей, которые разбираются в Интернет-технологиях.

Продолжение истории создания проекта "Обману-нет!" в Интервью с Афониной Надеждой и Лизуновым Максимом
 

Рейтинг

Оценка статьи    всего оценок [ 0 ]

Комментарии

Написать комментарий
Оцените статью: